Содержание
 

 
Вечная память
Кончина супруги Галины
 
Скит и вокруг скита
Из истории одной обители
 
В кавказской пустыне
Прииди и виждь
 
Перемещение ума
Зачем собирать ум в сердце
 
Ум и его энергия
Смешение понятий
 
Ум. Внимание. Молитва
Взаимосвязь понятий
 
Обители того света
В окрестностях рая
 
Путь на Голгофу – путь внутренний
Предисловие к житию сщмч. Филумена
 
Предисловие к книге
«Сборник о молитве Иисусовой»
 
Внутренний подвиг
Беседа с братией скита
Всех Святых на Валааме
 
Мысль и слово
Особенности умно-сердечной
молитвы
 
«Виды» Иисусовой молитвы
Чтение с рассуждением
 
Мысленная брань
О технике отсечения помыслов
 
Почему на сайте нет форума
Ответ на вопрос читателя
 
Искусство молитвы
О проекте «Путь умного делания»
и о новых книгах
 
Благая часть
О молитве Иисусовой и умном делании
 
Исихазм – образ жизни
Дух мира, стяжаемый среди мiра
 
Единственный путь
О новых выпусках книг нашей
серии
 
Последняя брань
Кончина схимонахини Антонии
 
«Виды» Иисусовой молитвы
 
 Чтение с рассуждением
 
Один из наших читателей делится своим замечанием относительно книги греческого старца прп. Порфирия Кавсокаливита и просит пояснений к некоторым его поучениям. В частности, читатель пишет: «Старец Порфирий в своей книге "Цветослов" учит умной молитве не так, как святой Феофан Затворник. Старец учит, что настоящий способ молитвы – это как раз ум держать в голове, а не в сердце, и что это высший способ молитвы... Еще говорится, что, оказывается, есть восемь методов Иисусовой молитвы... Что это значит? Где найти подробности, чтобы разобраться?»

* * *

Замечание читателя наводит на некоторые размышления, которые и могут послужить ответом. Старец Порфирий подвижник святой жизни [1], его поучения имеют большую ценность. Но к любому тексту надо постараться отнестись вдумчиво и внимательно. В книге «Цветослов советов», где собраны разного рода материалы о старце и его высказывания, действительно найдем пересказ некоторых советов, помещенных под заглавием «Частные наставления об умной молитве». К этой заметке и относятся оба вопроса читателя [2].

1. Первый вопрос связан с таким высказыванием: «Один брат» услышал от старца: «прекрати заниматься молитвой Иисусовой по этой книге [имеется в виду "Невидимая Брань" прп. Никодима – Н.Н.]... Оставь место своего сердца, перейди во внутренний центр своей головы и прямо там говори [молитву]».

Прежде всего, заметим, что здесь нет прямой речи старца. Его слова приводятся в анонимном изложении некоего «одного брата» и публикуются в интерпретации составителя книги. Такого рода двойной пересказ слов старца не может не поставить под сомнение степень их точности. Нет гарантии того, что безымянный «брат» правильно понял сказанное старцем, что он верно донес смысл услышанного до составителя книги. Неизвестно, как сказалось субъективное восприятие составителя на подаче полученного материала. Зато хорошо известно другое – то, что среди чад различных старцев и безымянных братьев приходится часто слышать рассказы самые невероятные.

Но даже в том случае, когда имеется аудиозапись частной беседы старца, мы не вправе торопиться с выводами. Нам неизвестно, кому именно и с какой целью адресовалось высказывание. Давая наставления частному лицу, старец мог иметь самые разные мотивы. Отец Порфирий обладал даром созерцания и, соответственно, прозорливостью. Он мог видеть, например, что именно этому человеку по тем или иным причинам противопоказана концентрация внимания в области сердца, и, чтобы избежать беды, подсказывал какие-то приемлемые варианты. Но такого рода советы могут быть совершенно непригодны для других.

Некоторым людям действительно бывает не рекомендована сердечная молитва. Например, известен случай, когда прп. Паисий Молдавский запретил это делание старцу Афанасию Площанскому в силу неких личных особенностей этого незаурядного подвижника. Старец, по заповеди наставника, до конца жизни «проходил лишь устную Иисусову молитву» [3].

Ограничения в занятии умным деланием могут налагаться по медицинским показаниям. Причиной может стать сердечная болезнь, шизоидный, параноидный или иной психопатический синдром. Препятствием может служить состояние прельщения. Что же на самом деле имел в виду старец Порфирий, мы никогда не узнаем, остается только гадать. А это занятие не продуктивное.

Заметим, что не случайно этот сюжет в книге озаглавлен: «Частные наставления...». Составитель уже одним этим предупреждает от неосторожных заключений. Кроме того, сюжет завершается совершенно определенным предостережением: «Не следует забывать, что вышеприведенный разговор велся с конкретным человеком, находящимся на определенном уровне духовного развития. Другим людям о. Порфирий давал другие наставления. Подобного рода советы старца носят сугубо личный характер и не подходят для общего руководства».

Более того, аналогичное предупреждение дано и в самом начале книги: «Многие из советов старца носят очень личный характер и поэтому для нас могут быть неприемлемы. Его наставления всегда учитывали физическое состояние, общественное и семейное положение, духовный уровень того, к кому была обращена его любовь» [4].

Казалось бы, все этим сказано. Но, к сожалению, многие важные нюансы часто бывают упущены, так как читатель недостаточно внимательный воспринимает текст фрагментарно. Ум торопливый, неосновательный высматривает в книге разрозненные мысли, он склонен к поспешным обобщениям и произвольным выводам. Ленясь обременяться рассуждением, мы сами повышаем вероятность собственных ошибок, преткновений, заблуждений.

2. Второй отрывок того же текста ставит нас перед другим вопросом. Тот же «один брат», как повествует составитель книги, «прочитал в ежегодном журнале святогорского монастыря Григориат за 1978 и 1979 годы, что существует восемь видов Иисусовой молитвы, и тот, которому научил его старец, был одним из высших» [5].

Во-первых, мы опять имеем двойной пересказ, но не конкретную цитату. А чтобы судить, о каких «видах» молитвы там говорится, необходимо видеть не одну цитату, но и контекст. Иначе, опять же, остается только гадать.

Например, в нашей книге «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» говорится о шести видах молитвы. В других работах выделяют только три: словесная, умная, сердечная. А возможны и другие принципы классификации, например: головная и мечтательная или: деятельная и созерцательная и так далее. Можно, исходя из разных критериев, разделить молитву и на восемь, и на десять видов.

То же относится и к упомянутому «высшему» виду молитвы. Что прочитал и что имел в виду неизвестный «брат» нам неведомо, но если учесть, что ему запрещали умом обращаться к сердцу, то не исключено, что в данном случае уже имела место некоторая поврежденность этого ума. Потому и затруднительно всерьез рассматривать подобные высказывания.

Что же касается разновидностей и методов молитвы, то, как известно, кроме общих принципов учения имеются особые, не общие пути. Каждый старец ведет и учит несколько по-своему. Понятно, что всякий наставник опирается на личный опыт, исходит из своих способностей, зависит от особенностей собственной натуры. Кроме того, наставник опытный всегда будет учитывать индивидуальность каждого ученика. В этом смысле можно сказать, что сколько старцев – столько путей и методов молитвы.

Особый разговор о старцах благодатных, наделенных духовными дарами. Их действия, направляемые непосредственно Духом Святым, тем более непредсказуемы, их методы бывают неординарны и неподражаемы. Сверхъестественная сила благодати позволяет духоносным личностям действовать вне общих принципов и правил.

Именно так, путем не общим, вели своих пасомых такие старцы, как Порфирий Кавсокаливит, как Харалампий Дионисиатский и другие выдающиеся подвижники. Они могли учить молитве экстраординарно. Настолько, что их пример до сей поры смущает и не дает покоя тем, кто за отсутствием личного духовного опыта не способен вместить того, что выходит за грани опыта телесного и душевного. Такие не восприимчивые к действу Духа лица дерзают возводить хулу на духоносных старцев: там, где водительствует благодать, им видятся болезненные признаки прельщения [6].

И, наконец, последнее. Тот, кто находится под окормлением старца, тот себя ему и вручает и послушно следует наставлениям, какими бы странными со стороны они ни казались. Но что остается тем, кто такой возможности не имеет? А остается одно: прислушаться к завещанному нам святыми отцами. Какие бы советы мы ни услышали, какие бы высказывания ни встречались нам в книгах, будем помнить главный руководящий принцип. Он хорошо сформулирован свт. Феофаном Затворником:
«Мне сказывал один, что он чувствует нечто [в молитве], когда вниманием своим стоит на хребте, против груди, назади [а не в сердце]. Что же, и признать это дело правым потому, что он чувствует нечто? Не тем надо нам оправдывать свои делания, что нечто чувствуем от них, а тем, что они указаны нам древними отцами» [7]. Вот где критерий для отбора приемов и методов, чтобы не ошибиться, не заблудиться.

Что же касается подобных советов: «перейти во внутренний центр своей головы» и там молиться, то, где бы мы их ни прочли, ни услышали, вспомним, что всеми древними отцами указан нам один-единственный путь: держи ум в сердце. Или, как сказано прп. Григорием Синаитом: «Вытесняй свой ум из рассудка в сердце и удерживай его там» [8]. Это и есть магистральный путь, «указанный нам древними отцами», его и надлежит держаться.

А старцы могли высказываться разнообразно, имея самые разные мотивы и поводы. К тому же и старцы бывают разные, это тоже надо учесть. Вот что, например, говорил тот же свт. Феофан о некоторых валаамских старцах: «со старцами лучше разойтись... старцы состоят в прелести и стараются других столкнуть туда же; я вынужден сказать вам: не слушайте их» [9].

Новиков Н.М. 2012
 

 
Примечания
 
[1] Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) канонизирован 27 ноября 2013 г. Священным Синодом Константинопольского патриархата. День празднования памяти святого 19/2.12.

[2] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. Афон, 2008. С. 433, 434.

[3] См.: Житие оптинского старца Макария. Оптина пуст., 1995. С. 41.

[4] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. Афон, 2008. С. 20, 434.

[5] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов. Афон, 2008. С. 434.

[6] См.: Осипов А.И. // Носители Духа. М., 2011. С. 10–17; Осипов А.И. «Как же можно беспрестанно молиться...» М., 2009. С. 48–51; Осипов А.И. // Благодатный огонь. М., 2007. № 17. С. 13–18.

[7] См.: Феофан Затворник, свт. О молитве Иисусовой в письмах к схиигум. Герману и схимон. Агапию. М., 1998. С. 15–20, 72, 73, 75.

[8] Григорий Синаит, прп. // Григорий Палама, свт. Слово на житие прп. Петра Афонского. Афон, 2007. С. 27.

[9] Феофан Затворник, свт. Там же.

Яндекс.Метрика